​СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ МИГРАНТОВ-МУСУЛЬМАН

​СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ МИГРАНТОВ-МУСУЛЬМАН
В рамках данной статьи будут рассмотрены проблемы, связанные с социальной адаптацией трудовых мигрантов из стран Средней Азии, въезжающих на территорию Российской Федерации и Иркутской области в том числе. Также будут предложены возможные пути решения сложившихся проблем, связанных с нарушением местных законов, норм и традиций со стороны мигрантов. Акцент будет сделан на мусульманские источники права, так как основная масса прибывающих лиц из этого региона позиционируют себя как приверженцев ислама.

Актуальность вопроса в России крепчает в силу возрастающего притока граждан из стран Ближнего Зарубежья. В этой связи, в последние годы все чаще стала освещаться тема переизбытка мигрантов на территории России, людей начали волновать вопросы о нехватке рабочих мест для россиян, и о нарушении российского законодательства, касающегося правил въезда в страну, правил пребывания в стране и трудоустройства в ней. Все эти проблемы переплетаются с другим не менее важным вопросом — мирного сосуществования представителей различных конфессий и национальностей, вопросом консолидации российского общества и извлечения взаимовыгодных межкультурных отношений.

Все проблемы, возникающие у мигрантов во время нахождения в России, в первую очередь, связаны прежде всего с самими мигрантами. Главная их беда выражается в их потребительском отношении к природе, имуществу и населению страны, в которую они въехали с целью заработать. У мигрантов нередко отсутствует чувство ответственности за свои действия, высказывания и поведение в целом. Главное, чего они хотят — это заработать как можно больше денег, за как можно кратчайшие сроки, а потом вернуться сюда обратно. И никакая депортация и запрет на въезд в страну их не остановят. Естественно, что все это сказывается на формирование негативного отношения к мигрантам, и к мусульманам в общем.

Между тем, такой вид поведения ни в коем случае не соответствует исламским нормам и традициям. Мусульманин должен уважительно относиться к окружающим, должен стремиться приносить пользу обществу, и не важно, как эта польза выражается. Польза она и в Африке польза. Понятное дело, что никто не спросит с мигрантов чего-то невыполнимого, чего-то с чем бы они не справились в силу каких-то обстоятельств и причин. Такая польза может и должна быть проявлена путем оказания элементарной помощи нуждающимся, в добром слове, в хороших манерах, в стремлении содержать свой город, и себя в том числе, в чистом и опрятном виде.

Любое полезное действие или благое деяние, совершаемое мусульманином относится к виду поклонения Всевышнему. Поэтому истинный мусульманин будет искренне стремиться к этому, так как совершение богоугодных дел является средством достижения довольства Всевышнего. Имеется множество достоверных хадисов (преданий о высказываниях и действиях пророка Мухаммеда, мир ему) свидетельствующих о том, что мусульманин должен приносить пользу обществу.

В одном из таких хадисов передаются следующие слова пророка: «Если кто-нибудь из мусульман посадит дерево или посеет что-либо, а потом из его плодов поест человек или животное, это обязательно зачтется ему как милостыня». [3, 768]

Пророк также говорил: «Улыбка в лицо твоего брата есть милостыня. Повеление тобой совершать добрые дела и запрещение тобой совершать порицаемое есть милостыня. Указание тобой правильного пути человеку в заброшенной местности есть для тебя милостыня. Убрать с дороги то, что причиняет вред, колючки или кости, есть для тебя милостыня». [5]

Из этого следует, что мусульманин должен проявлять заботу к людям и животным, оберегать то, чем его наградил Всевышний.

В священном Коране есть следующие строки, указывающие на необходимость бескорыстного и безвозмездного проявления своей добродетели: «Они дают пищу беднякам, сиротам и пленникам, несмотря на то, что она желанна и для них самих». Они говорят:

«Мы кормим вас лишь ради Лика Аллаха и не хотим от вас ни награды, ни благодарности!» [4, 527]

В этой связи эффективным способом борьбы с отчужденностью мигрантов будет проведение информативных мероприятий, как с опорой на религиозную составляющую, так и с опорой на исторические традиции России или определенного региона. Помимо этого, необходимо устанавливать связи межкультурного диалога и сотрудничества, с активным привлечением молодежи. Также мигрантов следует привлекать к различной волонтерской деятельности, к субботникам, к спортивным мероприятиям.

Следующая отрицательная черта, которая проявляется у мигрантов, приезжающих из стран Средней Азии и некоторых стран других регионов, это — необразованность. Зачастую, люди, въезжающие в Россию не имеют и основного общего образования, не говоря уже о каком-либо профессиональном. Конечно, в первую очередь это связано с политикой руководств тех стран, которая проводится в этом направлении. В этих странах недостаточная культура образования, системы образования практически разрушены.

Однако, многое зависит и от воли и желания самого человека. Большинство людей просто напросто не хотят даже в школы ходить, брать в руки книги, просвещаться. Не удивительно, что они подвергаются различным оскорбительным высказываниям, описывающим их интеллектуальные способности.

Опять-таки такое беспечное отношение к знаниям никоим образом не сочетается с исламскими канонами. В исламе огромное внимание уделяется знаниям и образованности, даже имеется свой этикет, касающийся процессов приобретения, распространения, толкования знаний и навыков.

Рассмотрим некоторые хадисы, касающихся этой темы. Передают со слов Абдуллаха ибн Масуда (одного из величайших сподвижников пророка), что пророк Мухаммед сказал: «Не следует завидовать никому, кроме обладающих двумя качествами: человеку, которому Аллах даровал богатство и который был направлен к тому, чтобы без остатка потратить его на должное, и человеку, которому Аллах даровал мудрость и который поступает сообразно ей и передает ее другим». [6, 254]

Также передаются такие слова пророка: «Вступившему на какой-нибудь путь в поисках знания Аллах облегчит путь в Рай» [2, 8]. В Коране же по этому поводу сообщается: «... говори: Господи! Приумножь мои знания». [4, 287]

Получение знаний является обязанностью каждого мусульманина, прежде всего это касается религиозного знания, а затем каких-то других «мирских» наук и дисциплин.

В этой связи необходимо открывать специализированные образовательные центры, не важно на платной или иной основе. Прежде всего работа должна быть направлена на овладение мигрантом необходимого уровня русского языка. Возможно следует проводить курсы, позволяющие получить соответствующие навыки и квалификацию в той отрасли, в которой мигрант планирует заниматься трудовой деятельностью. Также необходимо в обязательном порядке проводить разъяснительные работы по информированию таких трудящихся о правилах пожарной и производственной безопасности, о принятых санитарных нормах.

Следующее, что приходит на ум при мысли о типичном мигранте — это неблагодарность со стороны последнего по отношению к российскому обществу. Это выражается прежде всего в виде различных правонарушений. Прежде всего, мусульманин где бы он не находился, должен быть благодарен Всевышнему, за то, что с Его дозволения он получил возможность зарабатывать на той или иной земле. Ведь таких условий как в России он не имеет в своей родной стране. Тем более что у себя на родине многие мусульмане не могут соблюдать даже основных предписаний ислама под угрозой физической расправы, осуждения, увольнения, отчисления.

Благодарность эта должна выражаться в соответствующем мусульманину поведении: в скромности, бесконфликтности, в сознании того, что находишься в чужой стране. В одном из хадисов передается, что пророк Мухаммед сказал: «Тот, кто не признателен людям, не может быть истинно благодарным Создателю» [1].

Мы с вами узнали о том, насколько многие приезжие, позиционирующие себя с исламом, на самом деле далеки от его идеалов. Поэтому хотелось бы призвать вас не судить об исламе по поступкам отдельных людей.

Государство же должно позаботиться о том, чтобы создавались условия для социальной адаптации мигрантов. Ведь многие мигранты получают гражданство России, обосновываются здесь, перевозят семьи, или создают их здесь. Словом, мигранты становятся полноценными членами российского общества. При этом не стоит забывать, что Россия всегда была многонациональной и многоконфессиональной страной, и в этом ее уникальность. Сила России должна быть в единстве ее народа.

С.С.Худайназаров, Иркутский институт социологических наук.

​СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ МИГРАНТОВ-МУСУЛЬМАН 0
18:37

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!