СЛУЖБА ПО ПРИКАЗУ, ДЕЛО - ПО ДУШЕ

СЛУЖБА ПО ПРИКАЗУ, ДЕЛО - ПО ДУШЕ
​В апреле 2016 года Владимир Ильич Баранов избран председателем Иркутского городского совета ветеранов войны. За прошедший не полный год ветеранская организация города значительно улучшила работу по патриотическому воспитанию молодежи и ряду других позиций. Но сегодня речь не об этом. Редакция газеты «Байкал-61» решила, насколько это возможно, расcказать своим читателям о личности нового председателя совета, больше известного в кругу военных летчиков и инженеров, и менее среди гражданских лиц. Это и определило характер интервью, за которым отправился к собеседнику наш корреспондент.

— Владимир Ильич, как и когда начинался Ваш путь в авиацию?

— Родился я 9 августа 1951 года в поселке «Курорт Дарасун» Читинской области. С детства помню, как в небе Забайкалья то и дело появлялись самолеты; реактивные оставляли за собою белую бахрому, которая медленно истаивала в небесной голубизне. Стать авиатором в раннем возрасте, признаться, не думал. А вот в кружок ДОСААФ по стрельбе из малокалиберной винтовки и пистолета записался еще в 7 классе, стрелять на- учился быстро и метко. Так что уже в 9 классе меня назначают инструктором практического об- учения младших школьников. По окончанию средней школы я прошел курсы водителя и получил удостоверение – это была огромная радость! К технике я был неравнодушен, поэтому решил поступить учиться в знаменитое на всю страну Иркутское военное авиационно- техническое училище. Это был 1968 год.

— Так что можно сказать, что Вы — сибиряк, уже давно осевший в Иркутске…

— Во всяком случае путь в авиацию я начал здесь. Курсант ИВАТУ, затем лейтенант. Работа старшим техником на самолетах ТУ-95 в 182-м гвардейском полку г.Моздок в Северной Осетии. Видимо, служил неплохо, стал перспективным специалистом, поэтому в 1974 году меня направили в Военно-воздушную инженерную академию имени профессора Н.Е.Жуковского. В характеристике отмечалось, что я — молодой коммунист, секретарь комсомольской организации, у меня на учете было 120 человек. Помнится, мы проводили со школьниками Моздокской школы №5 игру «Зарница» и получили много благодарностей от школы, родителей и командования гарнизона. После окончания академии а 1978 году я — уже капитан — убыл в гарнизон Озерное Житомирской области на первую руководящую должность заместителя эскадрильи по ИАС.

— Говорят, руководить — это не руками водить. Как справлялись с первой должностью?

— Эта должность оказалась самой трудной из всех последующих. Почему? Полеты были в две смены. Жилье снимал за пределами гарнизона. Я уже к этому времени был молодой семьянин, родился сын — первенец. Жена отважно переносила все трудности неустроенного быта. Ну, а я весь отдавался работе по эксплуатации самолетов ТУ-22К, вникал во все свои должностные обязанности. Через полтора года службы был назначен на должность начальника Специальной Инженерной службы.

— Что это за служба — поясните, если это не военная тайна?..

— Служба эта занималась подготовкой к боевому применению ракет Х-22 класса «воздух- поверхность». Подготовка включала укладку в ракеты боевых частей (обычных или ядерных), заправку ракет компонентами топлива. Из-за высокой токсичности компонентов заправку производили в костюмах химзащиты и противогазах. Затем ракету подвешивали под самолёт. Нужно было поставить дело так, чтобы добиться максимально быстрого приведения авиационных ракетоносных полков в боевую готовность.

— И добились?..

— Да, приказ был выполнен. Главнокомандующий ВВС по итогам первого учебного года определил наше подразделение СИС как лучшее в 46-ой Воздушной армии. И мы это звание подтверждали еще три раза.

— За такие успехи, наверное, были и награды, и поощрения по службе?

— Начну с того, что после первого посещения Главнокомандующего ВВС, главного маршала авиации П.С.Кутахова нашего подразделения все наручные часы, имеющиеся в чемодане адъютанта маршала, были вручены личному составу СИС за отличную службу. А после второго посещения им было предписано представить майора Баранова к ордену «За службу Родине». Однако я настоял, чтобы этот орден получил мой заместитель — майор И.М. Березюк. И это пожелание было учтено.

— Завидная скромность, однако… Владимир Ильич, а как и где вы служили еще?

— Вы знаете, что судьба военных — это служба по приказу, другими словами куда пошлют. Вот и мне досталось. Два года был инженером 15-й гвардейской армии. Набирался опыта у старших товарищей, изучал материальную часть самолетов, документацию. А в 1985 году был назначен на летную должность — старшего инженера 46-й воздушной армии в г. Смоленск. У нас был «свой» самолет-лаборатория АН-12, оборудованный всеми современными средствами диагностики, вплоть до рентгенаппарата. Личный состав был постоянно в командировках, потому что главной задачей было предотвращение происшествий и предпосылок к ним. Работа интересная, ответственная, но и увлекательная. Однако вскоре я оказался на новом месте. Очередная съемная квартира моя была в военном городке Мачулищи, в 17-ти километрах от Минска, а я стал служить в 121-ом полку в должности заместителя командира по ИАС. Полк был такой жизнеспособный, что, казалось, может горы свернуть. Командовал им полковник Виктор Анатольевич Якунов. Силами военнослужащих и жителей гарнизона был воздвигнут монумент 19-ти Героям Советского Союза, участникам ВОВ и действующим отличникам боевой подготовки. Личный состав полка участвовал во всех крупных учениях и мероприятиях.

— А были какие-то ЧП в воздухе или на земле?

— Были. Они как раз свидетельствовали о мастерстве и героизме военнослужащих. Только один пример. Взлетел на маршрут самолет ТУ-22К. У него отказала система управления, не убиралось шасси. С командного пункта Воздушной армии поступило распоряжение: слить топливо и приготовиться к катапультированию. Я, как заместитель командира полка, и старший инженер Агаев быстро оценили обстановку и предложили вариант: увеличить тягу двигателей и скорость полета самолета. Командир корабля Завгородний с честью вышел из трудного положения и, к великой радости всех, посадил самолет на своем аэродроме …Я не буду говорить о всех последующих назначениях по службе на западе. Вспомню полк, только уже в Приморье, полк Дальней авиации, где мне повезло проходить службу с прекрасными офицерами, командирами, учителями – Рудинским, Вилешиным, Быковым, Якуновым, Родионовым, Опариным, Бредихиным и многими другими.

— И вот, наконец, круг замкнулся. Из Иркутска, где Вы были курсантом ИВАТУ, снова здесь, в звании полковника.

— Да, в 1992 году меня назначают на должность заместителя Главного инженера 30-й Воздушной армии, а вскоре и главным инженером воинской части. Штаб этого объединения располагался тогда в Иркутске, на ул. Чехова 2. А подчиненные части и соединения — От Волги до Тихого океана. Это была, пожалуй, самая мощная Воздушная Армия в мире. Но с распадом СССР многое изменилось. Через 5 лет проживания в Иркутске моя семья наконец-то получает квартиру. А тут вдруг снова предложение на переезд, и на новую, вышестоящую должность в Москву. Помните, у Беранже: «Как хорошо быть генералом!..» Собрал я семейный совет, как говорится — доложил обстановку. Жена спрашивает: «А квартира будет?» «Не сразу» — отвечаю. На ее лице разочарование. А сам думаю: «Здесь я начинал службу, вернулся в Иркутск, не пора ли начать оседлый образ жизни» (улыбается). Тем более преподавать в родном ИВВАИУ – «Конструкции самолета». Так и задержался в любимых стенах в должности заместителя начальника факультета…

— Владимир Ильич, давайте подведем краткие итоги Вашей службы до появления «на горизонте» в городском Совете ветеранов войны.

— Это легко. Я служил в Вооруженных Силах СССР и России 45 лет. Поменял 8 военных округов. Кстати, вместе с семьей сделал 18 переездов по квартирам, в основном съемным. Нетрудно догадаться, что я благодарен своей супруге Га- лине Михайловне за жизненную стойкость и оптимизм, она обеспечивала всей семье покой, и, конечно, мой. Если бы не жена, вряд ли став пенсионером, мог заниматься общественной работой, вначале в составе Совета Ветеранов 30-й Воздушной Армии, а сейчас уже и в городском Совете.

Соглашаясь с Вашим поклоном верной спутнице вашей жизни, напомню нашим читателям, что ветеранская организация «Союз ветеранов 30 ВА ВГК», возглавляемая Владимиров Ильичем Барановым в 2013 году была награждена Вымпелом «Лучшая ветеранская организация» с занесением в Книгу Почета Общероссийской общественной организации ветеранов войны и воинской службы. Вот только некоторые яркие страницы ее деятельности: открыта мемориальная доска Главному маршалу авиации А.Е. Голованову. проведен второй в истории Иркутска авиационный парад в честь 100-летия ВВС России. в музее истории г. Иркутска открыта экспозиция, посвященная командиру 30-й ВА ВГК Герою Советского Союза генерал-полковнику В.М.Безбокову. проведены десятки уро- ков мужества со студента- ми и школьниками, вечера «Встреча трех поколений» и многое другое. Накануне Дня защитника Отечества поздравляем Вас, Владимир Ильич, с праздником и в Вашем лице всю ветеранскую организацию города. Спасибо за беседу и – новых успехов в Вашей работе по воспитанию патриотов в нашем городе.

— Спасибо.

Беседовал Виталий Комин

СЛУЖБА ПО ПРИКАЗУ, ДЕЛО - ПО ДУШЕ 0
17:07

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!