БОГАТА МАТУШКА СИБИРЬ НА ГЕРОЕВ

БОГАТА МАТУШКА СИБИРЬ НА ГЕРОЕВ
Ещё 12 лет назад на площадке в начале улицы Челнокова Н.В. был возложен камень с надписью — «Здесь будет открыт бюст Дважды Герою Советского Союза генералу Н.В.Челнокову, уроженцу города Иркутска». Шло время, менялись мэры, но дело с мертвой точки не сдвигалось. И только благодаря новому мэру Иркутска Д.В.Бердникову, долгожданное событие свершилось 2 октября 2016 года. Оно стало настоящим праздником нашего города.
В мероприятии приняли участие лётчики, техники военной поры, участники Великой Отечественной Войны А.П.Бондаренко, А.Я.Дадуев, К.М.Познянский, Н.А.Мясников и многие другие. Самое активное участие показали ветераны 30 Воздушной Армии Верховного Главнокомандования, Иркутского Высшего Военного Авиационно-инженерного училища, Аэрофлота и авиационного завода.
Честь снятия покрывала была доверена прославленным летчикам 200-го Гвардейского тяжелого авиационного полка, участникам военной операции в Сирии, из гарнизона «Белая» (командир полка Гвардии полковник Д.П. Питерниес).
Здесь же присутствовали летчики еще одного прославленного подразделения — 2-й отдельной вертолетной эскадрильи МВД РФ. Они принимали и принимают активное участие в антитеррористической операции на Кавказе (Командир АЭ подполковник А.Н.Ханин).
Налицо связь поколений. Деды и отцы отстояли Родину в Великую Отечественную Войну, сыны и внуки охраняют мирную жизнь в наше время. Апогеем события стало вручение медали, посвященной 110-й годовщине со дня рождения Дважды Героя Советского Союза Н.В.Челнокова, авиаторам, участникам ВОВ, воинам-интернационалистам и активным участникам ветеранского движения. Медаль была выпущена фондом «Победитель» им. С.И.Грицевца, первого Дважды Героя Советского Союза.
Для всех ветеранов и граждан города Иркутска это событие стало праздником и настоящим подарком к 355-летнему юбилею любимого города.
Иркутский городской Совет ветеранов, возглавляемый полковником авиации в отставке Барановым В.И., выражает глубокую благодарность всем, кто принимал участие в подготовке сквера, в изготовление и установке памятника. Особая признательность Мэру г. Иркутска Дмитрию Викторовичу Бердникову и авторам памятника, иркутским скульпторам Евгению и Илье Ставским. Совет ветеранов надеется, что славная традиция увековечивания памяти наших Героев земляков продолжится и будут установлены бюсты, летчику-космонавту Дважды Герою Советского Союза Б.В.Волынову и человеку, создавшему ракетно-ядерный щит нашей Родины, Дважды Герою Социалистического Труда М.К.Янгелю. Богата матушка Сибирь на Героев. И мы должны помнить о них, гордиться ими.

"У лётчиков все звания равны.

На лётном поле мало козыряют.

А в воздухе погоны не нужны,

У лётчиков и маршалы летают».

Феликс Чуев

Курсант Челноков, 1929 год, Борисоглебская военная школа летчиков.

Читая куцые биографии Николая Васильевича Челнокова, опубликованные как в печатных изданиях, так и на различных сайтах в интернете, профессиональный военный историк сразу же обращает внимание на отсутствие послужного списка, по которому можно проследить хронологию присвоения воинских званий и назначений на должности. Можно было бы списать это недоразумение на небрежность биографов-составителей, но ведь речь идет о легендарном летчике, о Дважды Герое Советского Союза. Возникают подозрения, что его биографию аккуратно «вычесали», сознательно удалив из нее какие-то факты. А еще известным людям приписывают события, к которым они не причастны, действия, которых они не совершали.

Вот эти сомнения и стали мотивом данного исследования. Николай Васильевич Челноков родился в г. Иркутске 9 мая 1906 г. Когда и в какой из иркутских церквей его крестили и нарекли Николаем не известно. Но то, что маленького Колю назвали в честь покровителя всех воинов, мореплавателей и путешественников Николая Чудотворца, сомнений не вызывает. Судьба благоволила Николаю Васильевичу, а сам он неоднократно демонстрировал окружающим христианские добродетели. И этому есть множество хоть и косвенных, но документальных свидетельств. Требовательный к себе, беспощадный к врагу, он всегда оставался любящим мужем и отцом, чутким и отзывчивым товарищем. Будучи командиром звена, эскадрильи или авиаполка, Н.В.Челноков всегда был снисходительным к своим подчиненным, к их слабостям и ошибкам.

Его отец Василий Сергеевич Челноков, 1876 года рождения, оказался человеком если не мудрым, то по-житейски рациональным. Будучи превосходным столяром-краснодеревщиком Василий Сергеевич безбедно проживал в столице Российской империи Санкт-Петербурге с молодой женой Марфой Дмитриевной и двумя детьми Марией и Евгением. До рождения в 1904 году сына Евгения Марфа Дмитриевна работала ткачихой на фабрике. Зимой 1905 года в столице империи начинаются революционные волнения, которые быстро распространяются на крупные промышленные центры европейской России. И родители Челнокова принимают не непростое, но взвешенное решение: увезти малолетних детей подальше от революционной смуты. Почему они не уехали в Тверскую губернию, на малую родину Василия Сергеевича, а выбрали далекий Иркутск, остается загадкой. Летом 1905 года семья Челноковых оказывается в Иркутске. И действительно, в Сибири накал революционных страстей был не таким жарким, жизнь протекала размереннее и гораздо спокойнее. Навыки краснодеревщика в губернском городе Иркутске оказываются невостребованными, и Василий Сергеевич устраивается работать кассиром на железной дороге. А молодой жене в Иркутске работать не пришлось, в мае 1906 года в семье Челноковых появился третий ребенок — сын Николай.

К началу 1908 года первая русская революция сходит на нет, и семья Челноковых, теперь уже с тремя детьми на руках, возвращается в столицу. Безусловно,иркутского периода своей жизни Николай Васильевич не помнил в силу малолетства, и всегда искренне считал себя питерцем (ленинградцем). Из автобиографии Николая Васильевича Челнокова, написанной им в августе 1938 года следует, что до 1918 года семья Челноковых проживала в Санкт-Петербурге. До весны 1917 года Николай Челноков обучался в трехклассном городском училище. С августа 1914 года Россия вела войну с Германией и ее союзниками, но Василий Сергеевич не был мобилизован в армию, хотя вполне подходил под мобилизацию по возрасту. Отец всегда находился при семье, всегда был ответственным за семью, и именно он принял решение покинуть революционный Петроград в первые месяцы 1918 года. От возвращения в Иркутск сразу же пришлось отказаться, гражданской войной была охвачена вся страна. На этот раз семья Челноковых переехала из голодного, сурового Петрограда в деревню Глебово Кашинского уезда Тверской губернии — на родину Василия Сергеевича. Логика простая, но железная.В годы революционного лихолетия работящему человеку с золотыми руками в сельской местности проще заработать на пропитание и не попасть в революционные жернова.

Отец воспитывая Николая, не баловал его, как и остальных своих детей, приучал его к труду. Всю гражданскую войну семья Челноковых прожила в Тверской губернии (Калининской области). Удивительно, но и в братоубийственной гражданской войне Василий Сергеевич участия не принимал. До 1926 года Николай Челноков проживал в г. Твери (Калинине) вдали от социальных потрясений первых лет советского государства, где и закончил 9-летнюю школу. В 1926 году в возрасте 20 лет он возвращается в родной Петроград, ставший Ленинградом, встает на учет на Бирже труда и работает поденщиком на временных работах. Выполнял различные работы: разгружал вагоны на станции, мел улицы родного города, работал на стройках, освоил специальность штукатура.

В 1928 году жизнь Николая Челнокова круто изменилась. Они поступает на первый курс Ленинградского электротехнического института, но вскоре узнает о возможности попасть в авиацию. Доподлинно не известно, одобрили родители выбор сына или нет, но в 1928 году Николай Челноков бросает учебу в институте и поступает в Военно-Теоретическую школу летчиков в Ленинграде. Николай Васильевич выбрал свою судьбу и, как показала жизнь, с выбором не ошибся. Как имеющий среднее образование, курсант Николай Челноков учился по ускоренной годичной программе. В 1929 году Челноков успешно оканчивает теоретический курс обучения, и его направляют во 2-ю Борисоглебскую военную школу летчиков. В 1930 году его переводят в школу морских летчиков и наблюдателей им. Сталина, которая дислоцировалась в Севастополе.

Из воспоминаний Н.В.Челнокова: «Во время моей учебы в летном училище, курсанты довольно часто ломали машины, за это не очень строго наказывали. Человеческих жертв было немного, т.к. скорости полетов были небольшие. И вот в параллельной группе стали часто ломаться машины, причем в основном у шести курсантов. Если идут полеты в этой группе, то обязательно на аэродроме один или два хвоста вверх торчат (капотировали). Глядя на эту шестерку, и остальные курсанты сперепугу стали ломать машины.

В конце концов, заинтересовались этим делом. Перехватили письмо одного курсанта, в котором он писал, что армия не оправдала его надежд. Он думал, что в авиации его ждут деньги, вино и девочки, а чувствовать себя маленьким винтиком в огромной машине совсем не интересно. Это его не устраивает. Но, дело, мол, легко поправить: разобьешь одну-две машины и тебя отчислят.

И вот эти друзья сознательно стали бить машины. Потом их разоблачили, был суд, дали им всем по 10 лет. По имени главаря, Бухарова, стали поломку самолета называть «бухаровщиной». 14 апреля 1931 года

Челноков учпешно оканчивает обучение в Севастопольской военной школе морских летчиков и ему присваивается воинское звание командира РККА по специальности "Военно-морской лётчик" . Как грамотного наставника, способного к обучению курсантов, Челнокова оставляют при школе инструктором-летчиком. В июле 1931 года школа «переезжает» из Севастополя в небольшой городок Ейск на Азовском море. Но, прежде чем обучать курсантов, все молодые инструкторы проходили серьезную летную программу по вводу в строй молодых инструкторов. Прошел ее и Николай Челноков. В программу включались практические отработки по совершенствованию техники пилотирования из первой и второй (инструкторской) кабины самолета, боевое применение - бомбометание, маршрутные полеты по треугольнику (полёт в море), полёт на чужой аэродром с посадкой на нём и возвращением на свой аэродром, поиски в море подводных лодок. Николай Челноков в совершенстве овладел техникой боевых полетов и получил отличную оценку на контрольном экзамене. По воспоминаниям сослуживцев Николай Челноков был чрезвычайно спокойным по характеру и удивительно скромным. Но, он всегда и везде выделялся среди других своим трудолюбием. Казалось, он никогда не уставал. Любое задание он всегда выполнял с ярко выраженным желанием и старанием.

Именно с Ейском связан самый счастливый период жизни будущего Дважды Героя Советского Союза Н.В. Челнокова. В этом городке Николай Васильевич жил и служил родине до августа 1938 года. Из первой аттестации, данной молодому летчику Н.В. Челнокову в 1931 году, следует: «Дисциплинирован. Силой воли обладает. Выдержан, добросовестен. Авторитетом среди подчиненных пользуется. Инструкторской работой интересуется. Знания теории полета и матчасти - удовлетворительны. Методическое руководство группой удовлетворительное. Техника полета хорошая. Политической жизнью страны интересуется. В личной тренировке требуется отшлифовка посадок. Инициативен недостаточно. Занимаемой должности соответствует, перевести в К-5. Вр. ком.звена /КАНАРЕВ/»



Инструктор-лётчик Н.В. Челноков с курсантами, г. Ейск, 1932 г. Фото из семейного архива Н.В. Челнокова.

В 1932 году в личной жизни молодого морского летчика происходит важное событие – Николай Васильевич женился на Зинаиде Леонтьевне Боровиковой, местной красавице, работавшей в столовой помощником повара. 11 января 1933 года в семье Челноковых рождается дочь Валентина. По службе в авиационной школе тоже все идет гладко. Молодой летчик растет, оттачивает и свои личные летные навыки, и педагогические способности. Аттестация за 1932 год лаконична и наглядна: «Дисциплинирован, инициативен, энергичен, авторитетом пользуется. Матчастъ знает хорошо. Техника полета хорошая. Инструкторской работой интересуется. Политически развит хорошо, не мало работает над собой. Методическое руководство курсантами вполне удовлетворительное. В опытной группе была авария по вине курсанта. Подлежит продвижению на должность ком-ра звена К-7. Вр. ком.звена /КАНАРЕВ/»

Из воспоминаний Н.В. Челнокова: «Ейск, 30-е годы. Центральный аэродром, учебные полеты. Проводится отработка работы, в парах на бреющих полетах. Один самолет задевает другой, находящийся под ним. Оба падают. Все бегут к месту аварии, ожидая найти раненных и убитых. Руководитель полетов в ужасе — представляя последствия аварии для своей службы.

Подбегают и застают следующую картину: в стороне стоят курсанты с растерянным видом (у одного на лбу рваная царапина) и с удивлением смотрят на своих инструкторов, которые с увлечением кроют друг друга матом у груды разбитых самолетов».

Из воспоминаний Н.В.Челнокова: «Случай на морском аэродроме. Это был 1932 год. С утра на морском аэродроме инструктора работали с курсантами, а во вторую половину дня летали вновь формирующиеся части на самолетах Р-5. С утра был ветер, а часам к 10-ти он прекратился. На лимане установился полный штиль. Водная поверхность лимана как зеркало. При заходе на посадку в таких условиях очень трудно определить высоту до воды и можно спокойно «въехать» с углом в воду. Пришлось прервать полеты с курсантами. Все отдыхали, некоторые загорали. Немного погодя приезжают на аэродром летчики новой части. Часть сухопутная, летчики не знают специфики полетов на море. Спрашивают наших: «Почему не летаете?». Им объясняют обстановку. Тогда один из них (по нынешнему званию лейтенант) говорит: «Тоже мне, инструктора, а боитесь летать. Вот мы вам сейчас покажем, как это надо делать». Ейские инструктора ещё раз их предупредили и посоветовали садиться ближе к посадочным знакам (поплавкам), чтобы лучше определить расстояние до воды.

Взлетел этот летчик, делает круг и идет на посадку далеко от поплавков. И как шел с углом пилотирования, так вошел в воду. Когда его привезли на катере, оказалось, что у него оторван нос, болтался на ниточке. Владимир Карешков сделал внушение, а в заключение сказал: «Не зная броду, не суйся в воду. Вот и остался без носа». В апреле 1933 года Н.В. Челноков становится командиром звена. В этой должности он прослужит до февраля 1936 г.

В 1934 году Николай Васильевич избирается членом Горсовета г. Ейска и является таковым до 1937 года. Из воспоминаний Н.В. Челнокова: «Ейск, 30-е годы. В училище к одному из инструкторов приехал брат-кавалерист, страшный задавака. Утверждал, что в кавалерии страшнее, чем в авиации, кавалеристу, де, небо нипочем. Брат попросил начальника отряда Канарева покатать своего кавалериста. Начальник отряда поручил это сделать мне. Взлетели с аэродрома в Симоновке. Бочки и несколько мертвых петель кавалерист выдержал достойно. Но, после того как я заложил глубокий вираж по кругу, сразу скис. Из самолета вылезти без посторонней помощи он не смог. Гонор у задиры как рукой сняло».

В школе больше Челнокова никто не совершал полетов с курсантами. На самолете Р-1 Николай Васильевич выполнял за летный день по 24 полета с исполнением фигур высшего пилотажа. В горячие дни полетов Николаю Васильевичу подавали питание прямо в самолет, а молодая жена Зинаида Леонтьевна приносила вечером мужу в лагерь горячие пирожки, овощи и фрукты.

К началу 1936 года Николай Васильевич становится маститым летчиком-инструктором, добивается внушительных успехов на педагогической ниве. И это находит отражение в его аттестации за 1935 год: «Отличный школьный работник, с большим методическим опытом. Упорный, кропотливый, требовательный. Дисциплинирован. Политически развит хорошо. Летная подготовка хорошая. Звено периодически перевыполняет план УБП [Учебно-боевой подготовки]. Тактически подготовлен недостаточно. Вполне заслуживает посылке на КУНС ВВА [Курсы усовершенствования Нач.состава Военно-воздушной академии]. Комиссар 1-й АЭ [авиаэскадрильи] /Мелющев»

На основании этой аттестации в феврале 1936 года инструктора - лётчика Н.В.Челнокова назначают на должность командира одного из отрядов школы. А в марте 1936 года ему присваивается воинское звание старший лейтенант. Вообще 1936 год стал одним из самых ярких и запоминающихся в ейском периоде жизни Челнокова. В мае 1936 года Н.В.Челноков получает свою первую правительственную награду орден «Знака Почета» — отличный подарок к тридцатилетию. Представление о награждении подписал Начальник школы морских летчиков комдив З.М. Поверанцев. Наибольший интерес в этом документе представляют следующие факты: «...Работает инструктором-лётчиком с 1931 г., обучил за это время 43 чел. В 1934 г. в связи с отсутствием материальной части (боевых морских самолетов) на самолете МБР-4 вместо положенной одной группы 8 чел. обучил и выпустил 2 группы в 15 чел. с оценкой 9 «отлично» 6 «хорошо». Государственные выпускные испытания курсантами т. ЧЕЛНОКОВА сданы по технике пилотирования 4,6, по теоретической учебе 4,7 [среднее арифметическое]. В звене сэкономлен горючего 5 тонн 500 кг., смазочного 1 тонна 500 кг. Все это было достигнуто тем, что т. ЧЕЛНОКОВ имея большой опыт инструкторской работы, будучи опытным методистом и умело расставив людей передал весь свой опыт инструктора во время тренировки...»

Любопытно, но к Представлению о награждении орденом «Знак почета» беспартийного Н.В. Челнокова была приложена его партийная характеристика. «Партхарактеристика на командира звена ЧЕЛНОКОВА Николая Васильевича Беспартийный. Служащий. В РККА с 1928 г. Рождения 1906 г. За время пре- бывания в эскадрильи с 1931 года является примером высокой дисциплинированности и отличным командиром, летчиком, воспитателем. В течение 3-х лет является ударником подразделения, премирован несколько раз командованием школы и Начальником ВВС РККА за ударную работу по выпуску и безаварийность. Отлично летает и прекрасно обучает курсантов. За 2 года сам обучил и выпустил 30 курсантов. Политически развит хорошо и работает достаточно над своим политическим развитием. Активно участвует в общественной работе. Член Городского Совета. Пользуется большим авторитетом среди подчиненных и товарищей. Секретарь Партбюро /ЕРЫКАЛОВ/ «УТВЕРЖДАЮ» военком эскадрильи /МЕЛЮЩЕВ/».

По состоянию на октябрь 1940 года, в боевом составе 1-го авиаполка числилось 34 ДБ-36, и 27 ДБ-Зф. В штате состояло 66 экипажей, из которых 14 летали ночью. В январе 1941 года капитан Н.В. Челноков назначается на должность командира авиаэскадрильи 1-го МТА П. Но на курсы усовершенствования его не направили. 9 мая 1941 года дважды орденоносцу, командиру авиаэскадрильи капитану Н.В. Челнокову исполнилось 35 лет, а 22 июня фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз.


Первый боевой вылет полка состоялся 24 июня, на бомбардировку немецкой военно-морской базы Мемель (ныне Клайпеда). В этот же период капитан Челноков Н.В. переучивается на штурмовик ИЛ-2. И вся последующая боевая деятельность будет связана с этим самолетом. И что очень важно. Несколько месяцев Челноков Н.В. воевал на одноместном ИЛ-2, т.е. самолет был уязвим с задней полусферы. Как правило, более 2-3 боевых вылетов редко кому удавалось совершить. А Челноков только с 9 сентября по 4 ноября 1941 года совершил 36 успешных боевых вылетов. Именно после этого он был представлен к награждению орденом Ленина и присвоению звания Герой Советского Союза.

Одноместный штурмовик Ил-2, именно на нём Н.В.Челноков совершил 36 боевых вылетов и был представлен к званию «Герой Советского Союза».


Свою первую звезду Героя майор Н.В.Челноков получит в июне 1942 года. Следующий на градной лист на морского летчика Н.В. Челнокова будет подписан только 15 апреля 1944 года. Вообще судьба не всегда баловала Н.В.Челнокова. И несколько посадок с отказом всех двигателей, и трибунал за разгильдяйство подчиненных. Из представления в наградном листе Дважды Героя Советского Союза: «За время Великой Отечественной войны Челноков Н.В. лично имеет 277 успешных боевых вылетов на штурмовку, из них 93 после присвоения ему звания Героя Советского Союза». В начале июля летчиков направили в район Нарвского залива. Немецкое командование как огня боялось здесь высадки советского морского десанта. Поэтому вдоль северного побережья Эстонии постоянно курсировал дозор — отряд боевых кораблей численностью 15-16 вымпелов.

Знакомство штурмовиков полка с вражеским дозором состоялось в середине июля. И сразу летчики почувствовали, что противник умело организовал противовоздушную оборону своих кораблей. Вообще, у этого противодесантного дозора была дурная слава. В первой половине 1944 года только штурмовики нанесли по нему более 40 ударов. Бомбили дозор и пикировщики знаменитого балтийского аса В.И.Ракова. От плотного зенитного огня противника авиаполки несли потери. А фашистские корабли, как заколдованные продолжали курсировать в неизменном составе. Чтобы покончить с «заколдованным» отрядом была разработана масштабная воздушная операция. Для участия в ней привлекалось сразу 4 штурмовых авиаполка, в том числе и 8-й Гвардейский Феодосийский, которым командовал Н.В. Челноков.

У командира полка был дар мгновенно рождающийся и мгновенно переходящий в действие тактической мысли. В боях за освобождение Севастополя Челноков впервые успешно применил новый для штурмовой авиации метод уничтожения морских целей: его ИЛ-2 пикировал на фашистские корабли и сбрасывал бомбы с высоты 150-200 метров. Этому он научил и своих летчиков. В результате более 50 кораблей противника ушло на дно Черного моря. Эту практику и опыт черноморцев решили применить и на Балтике. 31 июля 1944 года Челноков Н.В. повел экипажи ИЛ-2 на штурмовку фашистских кораблей в Нарвском заливе. 8-й Гвардейский Феодосийский авиаполк вместе с другими частями ВВС Балтийского флота успешно выполнил поставленную боевую задачу – уничтожив фашистский противодесантный дозор в Нарвском заливе. За образцовое выполнение задания командования командиру полка гвардии подполковнику Н.В. Челнокову было присвоено звание Дважды Герой Советского Союза.

Через две недели, 25 августа 1944 года Н.В. Челнокову было присвоено воинское звание «гвардии полковник». И сразу же его отправляют на учебу в родной Ленинград. На тот момент Николай Васильевич не мог знать, что война для него уже закончилась. Последним ярким и запоминающимся годом в военной карьере Н.В. Челнокова стал 1949 год. В этом году ему присваивается звание «генерал-майор авиации» и за 20 лет службы в ВВС он награждается четвертым орденом Красного Знамени.

Бюст Дважды Героя Советского Союза, генерал-майора Н.В. Челнокова. г. Иркутск, 2016 г.

В ноябре 1952 года Николай Васильевич перенес инфаркт миокарда и фактически стал негодным к несению военной службы. 24 апреля 1954 года Приказом Министра обороны СССР по личному составу № 01963, Дважды Герой Советского Союза, генерал-майор авиации Н.В. Челноков, согласно поданному рапорту, увольняется в запас с правом ношения военной формы одежды. После увольнения со службы, несмотря на перенесенные инфаркты, Николай Васильевич прожил еще 20 лет. По настоянию врачей из родного Ленинграда пришлось уехать. Так семья Челноковых оказалась в Москве. Умер легендарный лётчик 16 июля 1974 года в Москве, и был похоронен на Головинском кладбище столицы.


Игорь Сеченов, Николай Кустов

БОГАТА МАТУШКА СИБИРЬ НА ГЕРОЕВ 0БОГАТА МАТУШКА СИБИРЬ НА ГЕРОЕВ 1БОГАТА МАТУШКА СИБИРЬ НА ГЕРОЕВ 2БОГАТА МАТУШКА СИБИРЬ НА ГЕРОЕВ 3БОГАТА МАТУШКА СИБИРЬ НА ГЕРОЕВ 4БОГАТА МАТУШКА СИБИРЬ НА ГЕРОЕВ 5БОГАТА МАТУШКА СИБИРЬ НА ГЕРОЕВ 6
18:10

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!