Жертвы спонтанные и добровольные

Жертвы спонтанные и добровольные
Мыс Красный Яр, а знак стоит в память одной из самых крупных в последние десятилетия трагедии — гибели и последующего «таинственного» и бесследного исчезновения в пучинах священного моря теплохода «Академик Шокальский»

— мыс Красный Яр, а знак стоит в память одной из самых крупных в последние десятилетия трагедии — гибели и последующего «таинственного» и бесследного исчезновения в пучинах священного моря теплохода «Академик Шокальский» вместе с семью членами экипажа (шесть мужчин и одна женщина). Катастрофа произошла 2 августа 1983 года, как раз в день Святого Ильи, в утренние часы на виду нескольких человек, которые ничем не могли помочь погибающим. В этот день дул порывистый ветер, шквалы которого то и дело меняли направление. Самые сильные шквальные смерчи несли с собой стены или столбы водяных брызг, которые, по-видимому, и сыграли свою роковую роль. От шторма корабль перевернулся, побыл некоторое время на поверхности воды и вскоре ... навсегда исчез. Кроме двух спасательных кругов и нескольких плавающих предметов, которые нашли сразу после трагедии, других каких-то останков самого судна и членов экипажа за двадцать с лишним лет обнаружить не удалось. Эта трагедия напомнила и о случае, произошедшем на озере в 1956 году. Тогда капитан одного буксира, застигнутый штормом с гирляндой «сигар» из леса не сумел обрубить концы. Освободившаяся от деревьев тяжелая оснастка буксира перевернула судно, утащила его на дно. И точно также никто не знает место погребения судна и людей... Это наталкивает на размышления об ориентации байкальской стихии на принятие жертв, особенно если учесть давние трагедии, о которых пойдет речь.

Селение Бугульдейка — одно из крупных населенных пунктов на северо-западном берегу Байкала. Километров в десяти от Бугульдейки расположен мыс «Голый». Расстояние между этим мысом и мысом Средний в дельте реки Селенги, как считается официально, наименьшая ширина озера — чуть более 25 км.

С раскопками, которые с 1994 года ведутся в Ольхонском районе и непосредственно вблизи Бугульдейки иркутскими учеными, связана одна из современных сенсаций о древней жизни на Байкале. Канадский археолог Анджей Вебер, участвующий в раскопках с иркутянами, дал итальянской газете Са81атра интервью, в котором сказал, что около 5000 лет назад на байкальской территории произошел апокалипсис, в ходе которого погибли все аборигены того времени — и охотники, и рыболовы. После этого в течение полутора тысячелетий возле Байкала совсем не жили люди, поскольку за все это время отсутствуют какие-либо их захоронения. Иркутские же ученые, в частности, специалист в области неолита Н. Савельев, считают, что жизнь на Байкале не испытывала безлюдья: одни племена уходили, и сразу им на смену приходили другие. Соответственно, на байкальских берегах менялась культура, устанавливались иные религиозно-экологические воззрения, но Отсутствия людей не было.

Но все же факт бесследного исчезновения в те времена (4,5-5 тыс. лет) представителей китойской культуры, которые расселялись в некоторых районах приангарья и прибайкалья, археологи сегодня признают. Причем пребывание их на здешней земле сопровождается загадками. При раскопках, к примеру, в «китойских» могилах находили кости без черепов (такие же останки без голов обнаружены на другой стороне Байкала у деревни Фофоново: читайте об этом ниже). Одновременно обнаруживалось много древних могил, которые почему-то были пустыми. Присутствовали все признаки могилы: погребальные предметы, сопровождающий ушедшего в мир иной охотничий или рыболовный инвентарь, а сам покойный, увы, отсутствовал. Ученые предполагают, что

42 возможно это были могилы утопших: обряд требовал, чтобы похороны состоялись («Иркутский репортер», 5.02.2010 г.)

В недавно изданной книге «Древние боги Байкала» (2012 год) историка и археолога А. Тиваненко приводятся общие для якутов и западных бурят традиции умерщвления стариков, сведения о наличии у курыкан-ских предков представления о Байкале как о хранилище душ умерших соплеменников. Также, более тысячи лет у байкальских поморов существовал обряд жертвоприношений хозяину воды Лусуд хану умершими людьми (340, с. 96-97). Это определенным образом поясняет приведенные выше факты.

Автор книги, которую держит в руках читатель, в издании 2010 года добавил свою ноту в понимание событий тех давних событий. Сегодня, мудрея, мы все чаще говорим о законности и обоснованности цивилизованного самоубийства — эвтаназии. Человек, потеряв «остатки» здоровья и смысл жизни добровольно переселяется в мир иной. При этом порой данный акт предваряется духовно-идеологическим обоснованием и совершается в определенной последовательности. Скорее всего, в определенных уникальных местах на Земле такого рода ритуалы закрепились в далеком прошлом. У древних людей того времени существовали добровольные жертвы уже тогда славившемуся свои жестким характером Байкалу и его божествам с целью их умилостивить, добиться от них покровительства не только для сегодня живущих, но и потомков. А на земле на «добрую память» оставались могилы таких добровольцев, самостоятельно ушедших в вечность, безропотно отдавших свою жизнь святому старцу, любящему жертвы. Вполне мог существовать своеобразный ритуал: где и как это делалось, и какие люди больше подходили для данной церемонии.

О вероятности такого развития событий говорит и тот факт, что в китойских могильниках почти не обнаружено останков пожилых людей: все найденные в возрасте до 45 лет. Возможно, среди добровольно ушедших в байкальские глубины как раз и были люди старшего возраста. И еще одна авторская гипотеза. Если в то время произошел апокалипсис и значительная часть живущих погибла, для оставшихся это могло означать, что боги отвернулись от людей, больше не покровительствуют им. И такое понимание для выживших жертв катастрофы стало непосильным бременем и они в большинстве своем добровольно ушли в вечность вслед за своими сородичами. Стрессовая ситуация, вызванная произошедшими событиями, только способствовала этому...

О прошедшей в стародавние времена катастрофе в районе Бугуль-дейки свидетельствуют огромные валуны, которые находят в воде Байкала в этих местах, и которые были сдвинуты сюда какими-то подземными толчками. Некоторые иркутские геологи утверждают, что раньше вода из Байкала стекала не по Ангаре, а по речке Бугульдейке и дальше по Манзурке и Лене, а все изменила произошедшая не столь давно природная катастрофа. Кстати, на совсем недалеком противоположном берегу, в районе устья Селенги, так же часты трагедии подобного рода. И в давних легендах того берега, есть свидетельства о крушениях, происшедших на этом, которые видели люди (о чем мы еще скажем ниже).

Продолжая тему «развалов» и раскопок, отметим следующее. Местности по берегам Байкала вблизи острова Ольхон, особенно их юго-западную часть, можно уверенно назвать своеобразным археологическим «заповедником». В 1914-1916 гг. специалист-археолог в Восточной Сибири Б.Э. Петри, раскопав в маленькой бухте Улан-Хада на остром, врезающемся в Малое море мысе Улан многослойное поселение, можно сказать, стимулировал эру многочисленных археологических открытий на Байкале. В 1959 г. несколько археологических экспедиций, боясь, что может быть затоплена береговая полоса и вместе с ней памятники истории, произвели под руководством М.П. Грязнова раскопки. Этот год сейчас называют не иначе как «золотое Эльдорадо» байкальской археологии. На берегах Куркутского и Мухурского заливов, в бухтах Итырхей и Улан-Хада, на мысах Шибэтэ, Улан и Улярба найдены многочисленные захоронения в камнях, кольцевые кладки (могилы бронзового века), плиточные могилы, каменные оборонительные стены и сторожевые вышки (54, с. 161).

Но все же первооткрывателем археологических памятников на Байкале считается участник Второй Камчатской экспедиции, швед по национальности Яков Линденау, путешествовавший по северо-востоку России с целью этнографического описания сибирских народов. Возвращаясь в сентябре 1745 года из Охотска и Якутска обратно вверх по Лене через деревню Качуг, и затем по Байкалу в Иркутск, скорее всего в районе Малого моря он встретил древнее укрепление, подобно виденному им у Качуга, на правом берегу Лены. По его мнению, городище на Байкале свидетельствовало о местопребывании здесь предков якутов до их переселения на среднюю Лену.

Жертвы спонтанные и добровольные 0Жертвы спонтанные и добровольные 1
13:34

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!